• Керчь – это не только море, но и Керченский лапидарий!

    Керченский_лапидарий, Военно_патриотическая_организация_Память_Керчь

    Керченский_лапидарий, Военно_патриотическая_организация_Память_Керчь

                                                                                                               Керченский лапидарий

    Лапидарием называют экспозицию старинной письменности, которая выполнена на каменных плитах или надгробиях. Под понятие лапидария попадают и остатки строений и скульптур – части чего-то, бывшего некогда единым целым, зачастую выставляемые в местах проведений или по окончании археологических изысканий. 

    Мало кому известно, что в Керчи есть уникальная коллекция лапидарных памятников. Керченский лапидарий является составной частью Керченского историко-культурного заповедника. Это постоянно действующая экспозиция, в которой собраны экспонаты, входящие в период с V века до н. э. до III века н.э. Специалисты высоко оценивают коллекцию Керченского лапидария, и считают, что по количеству экспонатов и своей научной значимости она занимает второе место в мире после Афинского лапидария.

    Керченский лапидарий – это собрание архитектурных деталей, надгробий, каменной скульптуры и различных культовых предметов.

    Керченский_лапидарий, Военно_патриотическая_организация_Память_Керчь

                  Керченский лапидарий. Экспозиция

    Посетители выставки могут осмотреть 116 памятников, хотя вся коллекция Керченского историко-культурного комплекса насчитывает порядка 2500 разнообразных предметов. Керченский лапидарий известен богатейшим собранием музейных реликвий, имеющих ценнейшее содержание и научную значимость, несмотря на то, что, начиная с конца 18 века наиболее выдающиеся экспонаты, найденные на территории Крыма, то есть на территории Боспорского царства, вывозились в Россию в Эрмитаж. Сегодня сохранившиеся фрагменты сооружений хранятся в самых лучших музеях Земли – Эрмитаже, Лувре, музее имени Пушкина и других.

    Керченский лапидарий пользуется широкой популярностью у многих ученых-историков, археологов, эпиграфистов, искусствоведов, культурологов, реставраторов. Все они мечтают поработать в окружении уникальных экспонатов. Тем более, что весьма продолжительное время доступ к этим сокровищам имел очень ограниченный круг лиц.

    Античные греки очень любили все прекрасное и всегда пытались увековечить своих героев и богов в «вечном» материале – камне и металле. Многие записи и рисунки истлели, покрылись ржавчиной и рассыпались на части старинные фигурки и украшения, а вот каменные таблички сохранились, давая возможность узнать о высящихся некогда на них скульптурах.

    Керченский_лапидарий, Военно_патриотическая_организация_Память_Керчь

                  Керченский лапидарий. Экспозиция

    Лапидарные объекты в Керченском заповеднике выполнены на местном известняке и привозном мраморе – одном из наиболее долговечных камней. Однако и эти материалы в неблагоприятных природных условиях подвержены разрушению. Поэтому все лапидарные объекты находятся под строгим присмотром и за ними надлежащим образом ухаживают – реставрируют и консервируют. Ведь культура Боспорского царства интересна потому, что включает черты культур местных Крымских племен и культуры эллинов.

    Сначала античные скульптуры делали из бронзы, но сегодня от них сохранились лишь мраморные постаменты с табличками, говорящими о том, кому была посвящена статуя. В керченском лапидарии широко представлена каменная скульптура (из мрамора и известняка).

    Это статуи героев и богов, а также выдающихся лиц, имеющих особые заслуги перед государством. В древности они гордо украшали храмы и площади городов Боспора.

    Эллины перенесли свои религиозные представления и обычаи на берега Черного моря – в новые колонии (города – государства). Самым красивым и могущественным из них был Пантикапей – столица Боспорского царства.

    Здания на горе Митридат (храмы, общественные здания и дворец правителя), возводились из местного известняка и мрамора. Их украшали масками-апотропеями, охранявшими город от злых сил и скульптурными рельефными изображениями богов-покровителей государства. Сейчас сохранившиеся архитектурные фрагменты зданий, хранятся в лучших музеях мира, в Лувре, Эрмитаже, музее им. Пушкина и многих других. Туда вывозились лучшие экземпляры, однако лапидарий в Керчи так же может гордиться своей коллекцией архитектурных деталей и скульптуры.

    Самую большая часть керченского лапидария – это коллекция древнегреческих надгробий – статуи-полуфигуры, стелы, антропоморфные и скульптурные изображения. Ранние античные стелы были простыми плитами с надписью – именем похороненного. Иногда их украшали элементами росписи (венок, ленты) и даже сюжетными сценами.

    Позднее стали делать рельефные надгробия, изображающие воина, чаще всадника, или ученого, знаменитая «сцена загробной трапезы»; женщину обычно изображали в образе богини подземного царства, на троне. Очень интересна семантика этих изображений, и мы пытаемся выявить её скрытые смыслы и под тексты.

    Часто на стелах встречаются эпитафии, в том числе и в стихотворной форме. Женщины на них уподоблялись Пенелопе, Персефоне, Харитам и Музам. Эпитафии на мужских надгробиях восхваляли мужество, мудрость усопшего и его заслуги перед государством.

    Над могилами также ставили изваяния львов, которые охраняли покой усопшего, или полуфигуры – символы подземных богов.

    Эти памятники принадлежали зажиточной части населения Боспора. Бедные погребения венчали скромные антропоморфные изваяния в виде плиты, с очертаниями фигуры человека. Самые древние антропоморфные изваяния принадлежат еще киммерийской культуре, этим объясняется их популярность на Боспоре.

    Культура Боспора интересна тем, что она включает в себя черты культуры местного племенного мира и эллинской культуры. Ценные сведения о религии и различных сторонах жизни жителей Боспора, дают нам лапидарные памятники. Почему надгробия выполнены они из камня, одного из самых прочных и долговечных материалов? Потому что свидетельствуют о религиозных верованиях, связанных с представлениями о вечной жизни после смерти.

    Виртуальный тур по Керченскому лапидарию. Экспозиция посредине зала

    Но время течет неумолимо. Камень тоже разрушается, как и другие материалы. Естественное старение камня, человеческая деятельность в условиях промышленного города, и другие факторы постепенно разрушают памятники культуры. Поэтому главная задача сотрудников Керченского лапидария – сохранение, реставрация и исследование памятников этой уникальной коллекции.

    Контактная информация Керченского лапидария:
    Адрес: АР Крым, г. Керчь, ул. Розы Люксембург, 24/14
    Время работы: с 10.00 до 16.00. Выходные дни – суббота, воскресенье
    Добраться до керченского лапидария можно автобусом №19, остановка «ЗЖБИ»
    Телефон: (+380 6561) 6- 77- 17
    Сайт: http://www.kerch-museum.com/ru/obekty/lapidarij.html

    Categories: Новости

    Метки: , , , , , , , , , , ,

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>